Бурятия укрепляет свою позицию мирового центра монголоведения
Флаг, поднятый Доржи Банзаровым полтора века тому назад, продолжают нести современные бурятские ученые.
Первый форум ректоров вузов России и Монголии стал знаковым событием сразу для нескольких направлений развития Бурятии. В очередной раз республика подтверждает свой статус важнейшего посредника между монгольским миром и Москвой. В рамках форума в Бурятском государственном университете был открыт Центр монгольского языка и культуры. Это первый в мире за пределами Монголии сертифицированный центр подготовки к сдаче экзамена по монгольскому языку ТОMFL. Открытие такого центра - прорыв не только для самой Монголии, но и для Бурятии, как одного из мировых центров монголоведения.
Сегодня в мировом монголоведении сложились разные центры изучения истории, языка и культуры монгольских народов. Российский и китайский центры - объективно первые после самой Монголии - продолжают оставаться мощнейшими производителями фундаментальных исследований. Появившиеся позднее школы монголоведов в Западной Европе и Японии при всем колоссальном качественном вкладе не могут сравниться по общему объему публикаций со старейшими центрами. Тем более в этом отношении уступают относительно молодые монголоведные школы США, Австралии, Южной Кореи. Разумеется, распад СССР и рост интереса к монгольским регионам Азии со стороны ведущих держав заметно подняли качественный и количественный уровни исследований в "новых центрах". Тем не менее, все они несомненно уступают российскому монголоведению, сфера интересов которго охватывает не только саму Монголию, но и весь монгольский мир. История, культура и язык бурят, как часть этой сферы интересов, придает российскому монголоведению особый качественный уровень, потому что ни историю, ни культуру, ни языки монголов нельзя понять, не принимая во внимание бурятский фактор.
С раннего средневековья и до завершения азиатских завоеваний Российской и Цинской империй бурятский фактор был не намного менее значим, чем фактор древнетюркский или джунгарский. Между тем, зарубежные монголоведные школы имеют об всем этом поверхностное представление. Даже в работах ведущих западных ученых это отчетливо видно. Так, например, известные каждому бурятскому историку и филологу нюансы из области письменных памятников на классическом (старописьменном) монгольском, порой оказываются темной зоной для американского или британского коллеги. Так в их работах появляются слабые места, уязвимые концепции, либо они даже сами признают свое бессилие объяснить те или иные феномены.
Бурятский язык позволяет проводить реконструкции монгольских терминов, происхождение которых долгое время оставалось непонятным. Этнография бурят, их родоплеменной состав, раскрывают загадки этнической истории монголов, живущих в излучинах Хунхэ, и Амура. Очень многие загадки истории монголов 13-16 вв. можно раскрыть только при углублении в историю бурят.